Традиционный свадебный обряд русских старожилов Томского Приобья включает несколько этапов: сватовство, рукобитье-запой, приезд жениха с подарками, баню, девичник, утро перед венцом, стол в доме невесты, венчание, стол в доме жениха (княжий стол), окрученье (заплетение кос по-женски), тещины блины, «новы гости». Данный вариант свадьбы обладает как общерусскими, так и самобытными компонентами, которые позволяют выделить культурные зоны, отличающиеся друг от друга в связи с разной степенью сохранности обряда, деталями свадебной игры, составом песенного цикла. Своеобразие свадьбы русских старожилов Томского Приобья связано с ее музыкальным оформлением — причитаниями и циклом свадебных обрядовых песен, а также с особым стилем пения. Впервые комплекс старожильческих традиций (в том числе в районах Томского Приобья) был выделен А.М. Мехнецовым на основании результатов многолетних экспедиций. Им же были определены связи старожильческой культуры с традициями Русского Севера.

Традиционный свадебный обряд русских старожилов Томского Приобья включает ряд этапов: сватовство, рукобитье-запой, приезд жениха с подарками, баню, девичник, утро перед венцом, стол в доме невесты, венчание, стол в доме жениха (княжий стол), тещины блины, новы гости. На указанной территории обряд зафиксирован в локальных разновидностях.[1] Выделяются три культурные зоны, отличающиеся друг от друга разной степенью сохранности обряда, деталями свадебной игры, составом песенного цикла.

В центральной зоне обряд свадьбы томских старожилов характеризуется яркостью и единством песенного стиля. Ей соответствует территория по течению рек Оби и Томи, включающая Усть-Томское поселение (села при устье Томи, села по реке Поросу и вниз по течению Оби до села Кривошеина); Окологородное поселение (в округе г. Томска по правому берегу Томи); Томь-Сосновское поселение (в округе Сосновского Острога при устье реки Сосовки); Нарымское поселение[2].

Вторая и третья зоны бытования фольклорных традиций старожилов — окраинные (периферийные). Вторая зона охватывает села Шегарского и Кожевниковского районов (села по Оби от села Кругликова до Ново-Троицкого). В третью зону входят старожильческие села, прилегающие к Иркутскому тракту — к востоку от Томска (Подломск, Турунтаево и т. д.). Для свадьбы этих мест характерно более сильное проникновение в свадебный цикл песен лирического жанра, заметно воздействие на нее новосельческих традиций.

В старожильческих традициях Томского Приобья брак по согласию был типичным явлением (согласие невесты на сватовстве — один из самых важных моментов свадебного обряда). Распространенной формой была и свадьба убегом, украдом. Если родители невесты противились браку, парень и девушка сговаривались венчаться самовольно, тайком. После венчания они приезжали к родителям просить прощения и благословения.

Свадебный обряд села Петухова Томского района Томской области

Приходят сваты (кто-то из родственников или соседей), садятся под матицу и спрашивают: «Вот у нас есть молодец, у вас — девушка, вот пришли посвататься. Ну как вот вы? Согласны — нет?» Если невеста согласна, то договариваются и приводят жениха.

Жених с родителями приезжает с вином, к этому моменту собирают всю родню невесты — начинается рукобитье. Жених с невестой держатся за руки. Сват разнимает руки молодых полотенцем и надевает его на себя. Договариваются, через какое время состоится свадьба. На запое сваты угощают всю невестину родню, родня пропивает невесту, собираются подруги. После застолья жених, невеста и ее подружки катаются по деревне на лошадях, поют песни.

Родственники с обеих сторон договаривались сколько необходимо внести калыму: если жених бедный — 30–20 рублей, а если побогаче — 40–50. На эти деньги невеста покупает кровать, перину, венчальное платье, а жениху — рубашку.

После просватанья, подруги ночуют у невесты в течение недели или двух (иногда и больше), готовят приданое.

Через неделю после пропоин вечером жених с роднёй приходит с гостинцами к невесте. Невеста отдаривает родственников жениха — либо кокетками, либо хорошими платками. После застолья молодежь «играет вечёрку».

Вечером накануне свадебного дня устраивают девичник. До девичника подруги топят баню, веник украшают лентами. Ведут невесту в баню, машут веником и поют протяжные песни. Когда моют невесту, она плачет-приговаривает: «Вымойте меня в последний раз, подруженьки». После бани невеста с подругами ходит по родне, прощается: «Простите меня, басловите меня, к золотому я к венцу иду…». Невесту одаривают.

В предсвадебный день, перед тем, как жених собирается ехать к невесте, у него дома все собираются за столом. Как споют песню «Испола тебе, Николай-сударь», жених с поездом едет к невесте.

Во время ожидания жениха в доме невесты девушки поют песни: «Душа наша, душенька», «Не кладите Богу жалобу», «Во лузях воды нету», а невеста плачет.

Приезжает жених с родней, в доме невесты устраивают застолье — обручанье: на тарелку кладут венчальные кольца, жених и невеста должны три раза кольцами поменяться. На венчании священник обручает этими же кольцами. По окончании застолья девушки обступают жениха, не дают ему пройти и требуют выкупа. Поезжане дают девушкам денег. Потом жених и поезжана удаляются: пожилые уезжают домой, а молодёжь по деревне катается. В это время подруги расплетают косу невесте, она не дает, берет косу в руки, прижимает к груди и плачет-причитает:

Любезные мои подруженьки,

Не расплетайте вы мою русу косыньку,

Как вам не жалко расплетать мою русу косыньку…

Ленты из косы невеста дарит своим подругам.

Жених и поезжана возвращаются в дом невесты и начинают «вечёрку играть». Ребята, девушки почти до света пляшут, поют вечёрочные песни. Все, кроме приглашенных девушек, расходятся по домам.

Утром свадебного дня девушки одевают невесту к венцу, мать с отцом плачут, невеста причитает. А жених собирает родню у себя на застолье. После этого дружка (женатый мужчина из рода жениха) с друзьями жениха едут к невесте с иконой. Дружка стучит в дверь и говорит: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Ему отвечают: «Аминь» (три раза). Тогда заходят: «Батюшка-матушка, всё ли у вас готово, всё ли у вас припашёно?». В доме невесты накрыт стол, невеста сидит за столом наряженная.

Дружка возвращается в дом жениха. Звучит песня «Что не стук стучит во тереме, не гром гремит на высоке». Родители три раза благословляют иконой жениха, а дружка спрашивает их: «Чем, батюшка и матушка, басловляете своё вот князя молодого — скотом ли, животом ли, Божьей милостью?». Отец отвечает: «Божьей милостью».

После благословения жених со всем поездом едет к невесте. Первым к двери подходит дружка, он стучит и говорит: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Ему отвечают: «Аминь». Все заходят в дом, женщины поют «Из логу, логу комоны кони бегут».

Поезжана заходят в дом невесты. Ребятишки — невестина родня — косу продают, приговаривают: «Кладите, кладите больше, вон какая ведь коса-то большая». Поезжана кидают деньги, косу выкупают, последним дарит деньгами жених. Дети выходят из-за стола, а поезжана садятся за стол: рядом с женихом — его сваха, а невестина сваха садится подальше. Начинают петь песни гостям, сначала жениху: «Испола тебе…»; тысяцкому (крёстному жениха) поют «Уж ты тысяцкий-воевода»; большому боярину — «У большого у боярина», затем — малым боярам. Дружке как самому главному поют «Дружкá-повёртышка». Свах тоже величают. Жениховой свахе поют «Ты гордáя наша свашенька», невестиной свахе — «Невестина сваха — лебёдка». Кого величают, тот за песню деньги кидает на тарелку, убранную лентой.

В самом конце застолья ставят три пирога — курника (два мясных и один сладкий). Тогда дружка подзывает стряпку:

Стряпушка-матушка,

Есть ноженьки — подойди,

Есть крылышки — подлети,

Ножки — с подходом,

Голова — с поклоном,

Язык — с приговором.

Пожалуйста, прошу покорно

Рюмочку набочить,

В горлушке промочить

И нам ество переменить.

И нашего князя молодого (называет имя)

В путь-дорожку

К золотому к венцу проводить.

Подходит стряпка, выпивает рюмочку и переставляет пироги, дружка крестит пироги, наговаривает, опять три раза призывает и крестит стряпку и только тогда режет пироги. Все гости выходят из-за стола, а дружка просит: «Батюшка-матушка, заходите за стол, басловить свою князину».

Во время благословения в доме невесты поют песню «Не верба в поле шатается». Три раза жених с невестой молятся и кланяются до земли, а отец с матерью подходят и благословляют иконой.

Во время застолья жених с невестой ничего не едят. Невеста кладёт пирожок или печенье за пазуху, чтобы венчаться с хлебом. Только когда молодые садятся в сани после венца, невеста разламывает пирожок пополам, часть дает жениху, а часть съедает сама. Дружка три раза обходит всех лошадей с иконой и приговором. Как только кони тронутся, стреляют из ружей.

Во время венчания приданники (невестина родня и ее крёстный) везут к жениху приданое — ящик, узлы, перины, подушки. Отец и мать жениха встречают их с водкой, так как крёстный не слезет с ящика, пока не выкупят приданого, не угостят. Потом приданое заносят в дом и украшают рукодельем невесты комнату, кровать, вешают занавески. Родители жениха приглашают приданников за стол, угощают, в этот момент звучит песня«Что не яблочко по блюдечку кататся, не земчужинка за яблочкой гонятся». Всех гостей по порядку называют и величают, а они одаривают поющих женщин — кидают им деньги.

От венца молодые едут вместе. На первой повозке — дружка, на второй — молодые с тысяцким, а на третьей — две свахи — женихова и невестина. Отец и мать жениха встречают и благословляют молодых. Дружка спрашивает: «Батюшка-матушка, чем благословляете своих чадников?» Они отвечают: «Хлебом-солью». Приданники выходят из-за стола, поезжана садятся за передние столы. Гостей величают песнями: «Тысякий-воевода», «Невестина сваха — лебёдка», «Дружка-повёртушка».

Окончание застолья отмечено окручиванием невесты: свахи закрывают невесту шалью, чтобы ее не было видно, чешут ей голову, заплетают косы и подвязывают их «по-бабичьи» (в этот момент звучит песня «Семена вы, наши семена»), затем открывают невесту и говорят: «Ну вот, была девица, сделали таперича молодицей». Невесте дают гребень, чтобы она жениху чесала волосы, дружка спрашивает: «Кому ты голову чешешь?». Она называет жениха по имени и целует его.

Поезжана отправляются кататься по деревне на конях, в доме остаются только родня и свахи. Они провожают молодых в отдельную комнату. Когда молодые выйдут, тысяцкий с дружкой идут купать молодого, а свахи — молодуху, обливают ее водой и переодевают из венчальной одежды в другую. Свахи расстилают рубашку, и если невеста честная, то мать и отец жениха, а потом и все поезжана начинают бить посуду. Невестина сваха завёртывает в платок рубаху, прикалывает себе красный платок, после чего ей дают пирог и бутылку и провожают к родителям невесты. В их доме сваха выхваляется, говорит, что сумели невесту «вспоить-вскормить и в чужи люди отдать, нас она не оконфузила».

В венчальный день родители невесты едут в дом жениха на блины. Там их встречают, молодые кланяются им в ноги, а дружка говорит: «Спасибо, батюшка-матушка, что сумели свою дочь вспоить-вскормить и в чужи люди отдать». Дружка подаёт отцу и матери невесты водки, приглашает за стол. Молодой режет блины, а собравшиеся угощают ими друг друга.

На следующий день утром молодые ездят по деревне — приглашают невестину родню в новы гости. После застолья поезжана приносят солому или сено, кидают на пол, а молодую заставляютмести, бросают также деньги, которые собирает жених. Следующее застолье устраивают у тысяцкого, потом едут к большому боярину, дружке, полудружке. Если позволяет достаток, свадьбу гуляют неделю — ездят по гостям, столуются.

 

В каждом из сел Томского Приобья свадебный обряд имеет свои особенности. Так, например, в соседнем с Петуховом селе Лучанове на сватовство обязательно приезжает жених с родителями, что в Петухове было не принято. Гостей встречают, сажают за стол, а невеста с поклоном подает каждому кружку кваса и уходит. Жених должен успеть рассмотреть невесту. После этого он вместе с родителями выходит на улицу, и они советуются. Если невеста понравилась — возвращаются в дом, если нет — уезжают. В селе Воронина Пашня приглашенные подруги невесты помогают ей готовиться к свадьбе, шьют жениху рубашку. Когда всё приготовят, едут к жениху рубашку мерить. Там их угощают и катают на лошадях по деревне. В селе Нагорный Иштан на утро после венца варят пельмени, уху из налима, режут невестин пирог и кладут на пирог — одаривают деньгами, скотом и прочим. Затаскивают в дом быка — ряженого гостя с надетым на голову глиняным горшком: тащат его на вожжах через порог в дом; тому, кто тянет, подают угощение, а быку дают выкуп за корчагу (горшок). Горшок бьют, а молодая подметает черепки, за что ей бросают деньги. Местной особенностью обряда в селе Петухове является смещение поездки на блины с утра следующего дня (как обычно принято в старожильческих селах) на день свадьбы.

Характеризуя степень сохранности и формы бытования свадебного обряда, песен и причитаний у русских старожилов Томского Приобья, отметим, что в 70-е г. ХХ века традиция исполнения причитаний на свадьбе не фиксировалась во всей полноте (записаны лишь причитания, звучавшие в момент расплетания косы невесте). Однако чрезвычайно ценны свидетельства исполнителей о том, что невеста причитала (или могла причитать) в бане, во время прощания с роднёй и ожидания поезда жениха на девичнике, прощания с родителями и подругами в день свадьбы.

В селе Петухове, а также в селе Губино сделаны записи обрядовых песен старожильческой свадьбы.  С ключевыми моментами свадебного обряда (рукобитьем, прощанием с невестой на девичнике, ожиданием поезда жениха, благословением невесты) в старожильческой свадьбе связано обязательное исполнение песен «Ты душа ли, наша душенька», «Вырастала береза», «Не верба в поле шатается», показательных в стилевом плане. Эти песни звучали на свадьбах вплоть до 1980-х гг.

В 1970–1980-е годы в памяти народных певцов сохранялись важные компоненты свадебной традиции (этапы обряда и особенности их проведения, напевы и тексты песен и причитаний), некоторые песни и элементы обряда существовали в живом бытовании. В настоящее время традиция практически угасла, однако судить о ней позволяют хранящиеся в архивах записи. Кроме того, свадебные песни старожильческого населения Томского Приобья входят в репертуар отдельных фольклорных коллективов, например, Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Фольклорного ансамбля «Оберег» Томского государственного университета и др.



[1]Описание составлено на основе публикации: Свадебные песни Томского Приобья: Народные песни, записанные в Томской области / Зап., [нотация], сост., предисл., примеч. А.М. Мехнецова. — Л.-М.: Сов. композитор, 1977. — 64 с.: нот.

[2] Самая развернутая форма бытования свадебного обряда имела место в селах Окологородной группы и в селах по реке Поросу (Верхне-Сеченово — Губино). Исключительно ценный материал удалось записать А.М. Мехнецову в селе Петухове в экспедициях 1969 и 1975 гг. от Марии Федотовны Протопоповой и Ксении Кирилловны Квасовой — исполнительниц, обладающих редкой музыкальностью и памятью, сохранившей высокохудожественные образцы народного искусства.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Свадебная песня «Не кладите Богу жалобу» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна